Родителям
Что нужно знать родителям о психолого-медико-педагогических комиссиях - ПМПК?
ПМПК – это психолого — медико — педагогическая комиссия (далее – комиссия), которая создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Родители часто боятся направлять ребенка на комиссию. Заметим, что это не обязательно, но это желательно и полезно для семьи и ребенка. Главное — вовремя выявить проблему и создать ребенку соответствующие условия.
Заключение комиссии для родителей (законных представителей) детей носит рекомендательный характер, и право родителей решать – выполнять эти рекомендации или нет.
Информация о проведении обследования детей, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей, является конфиденциальной.
Родители имеют право:
присутствовать при обследовании, обсуждении результатов обследования и вынесении заключения;
высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи;
в случае несогласия с заключением комиссии обжаловать его.
В каких случаях требуется заключение ПМПК
В соответствии с действующими нормативными правовыми документами заключение ПМПК необходимо в следующих случаях:
—для установления статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
Примечание
Согласно ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ», обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
— для создания специальных условий обучающимся с ОВЗ для получения общего образования. Только заключение ПМПК подтверждает это право конкретного ребенка.
Примечание
Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ», под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ;
—для организации обучения на дому;
Примечание
Учебная нагрузка при обучении детей на дому определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с ФГОС, рекомендациям ПМПК;
— для перехода на обучение по адаптированной программе в связи с тем, что ребенок испытывает трудности в освоении образовательной программы при переходе на следующую ступень обучения;
— для перевода по усмотрению родителей (законных представителей) на обучение по адаптированной образовательной программе обучающегося, не ликвидировавшего в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования (ст.58, ч.9);
—для создания особых условий для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов при прохождении ими ГИА;
Примечание
В соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования и Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, основанием для организации ГИА является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
В соответствии с указанными Порядками проведения ГИА местные органы управления образованием обеспечивают:
а) создание следующих условий проведения ГИА:
— участие в ГИА в форме ГВЭ по всем учебным предметам по желанию в устной форме;
— увеличение продолжительности итогового сочинения (изложения), экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») — на 30 минут), увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут;
— беспрепятственный доступ в аудитории, в туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
— организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
б) создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
— присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки);
— использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
— оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);
— выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
При указании в рекомендации ПМПК на необходимость присутствия на экзамене ассистента в качестве ассистента вправе привлекаться один из родителей (законных представителей) участника экзамена.
Участники ГИА с ОВЗ при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники ГИА — дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее — справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК;
—для принятия образовательной организацией решения о предоставлении обучающимся с ОВЗ тьютора и (или) ассистента (помощника) на основании рекомендаций ПМПК;
-в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Примечание
По словам заместителя Министра просвещения Т. Ю. Синюгиной, планируется перейти к централизованной модели, когда все ПМПК в регионе будут работать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Предполагается также понятие «ограниченные возможности здоровья» заменить на «особые образовательные потребности», предельный возраст обращения в ПМПК не будет ограничен 18 годами, а заключение комиссии для родителей станет обязательным. Минпросвещения России
Источник:
Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г. №189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512″Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приложение к письму Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»
Письмо Минобрнауки России от 14 января 2016 года N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому
http://docs.cntd.ru/document/456037211
Письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»
http://docs.cntd.ru/document/552070580
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018г. №196;
Полезные ссылки:
- Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
- Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития
- Федеральный ресурсный центр ПМПК — Родителям
- Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра
- https://usperm.ru/clarify/chto-nuzhno-znat-roditelyam-o-psihologo-mediko-pedagogicheskih-komissiyah-pmpk?
- Что нужно знать родителям о психолого-медико-педагогических комиссиях - ПМПК?
- 101 просмотр